"Новогодний костер"

Случай на буровой


Эта история произошла на Севере в канун Нового года. По своей сути это несчастный случай, произошедший на буровой установке. 

Время от времени, я буду публиковать личные истории - случаи из жизни, произошедшие с людьми из разных уголков нашей необъятной Родины. Повествование ведется от первого лица.

То о чем я хочу рассказать, произошло в канун Новогодних праздников примерно 28 или 29 декабря. Случилось это, когда я работал вахтовым методом на бескрайних просторах Крайнего севера в городе Ноябрьске, Ямало-Ненецкий АО. Наше местоположение находилось в заболоченной местности, поэтому пейзаж не производил особого впечатления. Редкие тощие сосёнки торчали из болота, покрытого слоем мха. Да и климатические и природные условия не вызывали восторга. В теплое время года там донимали комары и мошкара. А зимой бывали такие морозы, что металл не выдерживал, и инструмент ломался. Но был один приятный период между летом и зимой, когда поспевала брусника и клюква. Мы собирали эти дары природы с большим удовольствием. 

Чтобы люди, техника и оборудование не тонули в болотистой местности, её засыпали толстым слоем песка и тщательно утрамбовывали. Вот такое место называлось «куст». После такой процедуры можно было приступать к работам по добыче нефти. На "куст" доставляли и ставили буровую вышку. Буровики сверлили землю и монтировали скважину. После этого приезжала бригада освоения, и начинался процесс изъятия нефти из земных недр. Вот в такой бригаде я и работал. Наша бригада состояла из семи человек: четырёх помощников бурильщика, двух бурильщиков и мастера бригады, который отвечал за всех и за всё. К нашей бригаде были приписаны два машиниста подъемника А-50 и один тракторист с гусеничным трактором. Мы работали в две смены по 12 часов по три человека – бурильщик и два помощника бурильщика. Подъемник А-50 на базе автомобиля «КрАЗ» стоял на скважине, а в это время проводились работы по отработке этой скважины. Смысл этой работы заключался в том, что к скважине подсоединялся цементировочный агрегат ЦА-320 на шасси того же «КрАЗа». Затем при помощи насоса он подавал под большим давлением нефтяную эмульсию в скважину. Этот процесс требует времени. 

В канун Нового года первая смена выполнила часть своего задания и спокойно пошла отдыхать. Мы встретились с ними в раздевалке, обговорили рабочие моменты и подготовку к встрече Нового года. У всех было нормальное настроение, и наша ночная смена пошла на скважину. Придя на рабочее место, бурильщик, как старший смены, начал проверять оборудование и процесс. Я и второй помощник бурильщика приступили к уборке лишнего инструмента и наведению порядка. Цементировочного агрегата ЦА-320 не было. Водитель уехал в столовую и должен был вскоре подъехать. Он вернулся быстро, поставил машину на прежнее место, и мы присоединили оборудование к запорной арматуре находящейся на скважине. 

Подъемник А-50 и агрегат ЦА-320 стояли друг к другу кормовой частью под углом примерно 90 градусов на расстоянии пяти метров. Между ними находилась открытая металлическая ёмкость на 5 м3, заполненная нефтяной эмульсией. Для того что бы продолжить отрабатывать скважину, нужно было открыть задвижку флажкового типа. Особенность конструкции задвижки подразумевает поворот рычага на 90 градусов, что наш бурильщик и намеревался сделать. Перед этим он предложил машинисту ЦА-320 включить насос и создать давление в подсоединенных трубках, так как манометр показывал давление в скважине около 40 атмосфер. На что машинист ответил что, нет необходимости этого делать, так как, он недавно менял клапаны, и они легко справятся с таким давлением. Бурильщик открыл задвижку, и тут произошло то, чего никто не ожидал. Давлением из скважины выбило клапаны, и газ вперемешку с эмульсией под высоким давлением проник под автомобиль. Через несколько секунд эта гремучая смесь неожиданно вспыхнула. Машинист ещё пытался что-то предпринять, но когда он увидел пламя, то быстро вскочил в кабину и сорвался с места. Мы в это время стояли на мостках возле запорной арматуры. Водитель настолько испугался, что трубки отсоединять не стал. А нам повезло, что когда он резко поехал, то порвалось соединение в трубках, и арматура осталась неповреждённой. Если бы сломалась задвижка, то получился бы открытый фонтан и последствия были бы гораздо плачевнее. 

Трубки от давления начали складываться в нашу сторону. Это похоже на то, как если пустить воду в поливочный шланг и его не держать, он начинает хаотично метаться из стороны в сторону. Нас с мостков как ветром сдуло. Хорошо, что было много снега. Я зарылся в сугроб и быстро пополз в сторону от скважины. На счастье никого не задело трубками . Когда я вылез из снега и поднял голову, то увидел такую картину. Трубки удачно сложились на мачте подъемника. Из них с громким ревом вырывался газ, и было такое ощущение, как будто самолет заходит на посадку. На месте где стояла ЦА-320 догорали остатки нефти, и огонь медленно перебирался на металлическую емкость. Повернув голову в сторону мостков, я увидел своих напарников. С ними всё было в порядке. Попытавшись направиться в их сторону, я услышал крик бурильщика, чтобы я ни подходил, а наоборот отошел ещё подальше. Оценив немного ситуацию, я остался стоять на месте и начал озираться по сторонам. Метрах в пятидесяти водитель ЦА-320 тушил колёса снегом. Бурильщик пытался закрыть задвижку, но ему это не удавалось, потому что она замерзла от давления газа и была покрыта инеем. На улице было 25 градусов мороза. Когда другой помощник бурильщика попытался при помощи кувалды помочь ему закрыть, Бурильщик выбил кувалду у помощника из рук и на популярном на Руси языке объяснил, что нельзя этого делать, потому что опять может быть угроза открытого фонтана. От удара задвижка могла сломаться. 

Тем временем начала разгораться ёмкость, и тушить её не было никакой возможности. Языки пламени поднимались всё выше и выше и начали уже доставать фонтан газа. Но тот не загорался, настолько давление было сильным. Сделав ещё несколько попыток, мои напарники решили бросить это занятие и подошли ко мне. Мы стояли и думали о том, когда загорится газовый фонтан. Сколько времени прошло с момента начала аварии мы не знали, казалось что много. 

И тут из трубок опять пошла смесь газа и нефти, давление немного упало, и произошел громкий хлопок. Фонтан загорелся. Вся близлежащая территория озарилась ярким пламенем и, поскольку давление было ещё большим, то и факел был большого размера. Невдалеке от нас стояла буровая вышка. Когда факел загорелся, работники вышки бросили работать и тоже отошли подальше. В свете факела мы увидели, как к нам бежит наш мастер. Он видимо спал, так как был без шапки, весь взъерошенный, в трико с оттянутыми коленками и в валенках, фуфайка нараспашку. И хотя было не до смеха, мы всё равно улыбнулись, такой был у него смешной вид. Следом за ним прибежали и другие члены нашей бригады. 

Стали вместе думать, как исправлять ситуацию. Поскольку А-50 невозможно было убрать, потому что он был заякорен, да и трубки на его мачте держались, решили убрать горящую ёмкость. Завели трактор, и чтобы не подъезжать близко и не спалить его, зацепив за длинный трос, ёмкость оттащили подальше. Температура в районе факела была очень большая, а в радиусе примерно 30 метров снег растаял, и образовалась грязная каша из песка и воды. Возможно, из-за этого и загорелся наш подъемник. Мы ничего не могли сделать для того, что бы потушить его. 

Приехавшее на пожар дежурное руководство решило не вызывать пожарных, так как это грозило всем членам бригады и руководству большими штрафами и наказаниями. На машиниста подъёмника было трудно смотреть, ведь подъёмник был его кормильцем. А-50 разгорался всё сильнее и сильнее, уже горели колёса и топливные баки. Нам оставалось только наблюдать. 

А закончилось всё так же внезапно, как и началось. Один из бурильщиков заметил, что задвижка от температуры оттаяла. Он взял кусок небольшой трубы, не торопясь подошел к задвижке, вставил трубу в рычаг и закрыл её. Мгновенно наступила тишина и темнота охватила всё. От тишины даже звон в ушах стоял, а глаза долго привыкали к темноте. Выйдя из внезапно всех охватившего оцепенения, мы разошлись. Все были уставшие и морально и физически. Мастер назначил общий сбор на утро, и мы ушли спать.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Понравился пост, поделись с друзьями!
Нравится

14 комментариев:

  1. Самое важное - что не было пострадавших. Ведь постоянно сталкитваешься с сообщениями о несчастных случаях на производстве, к тому же со смертельных исходом. Положительный момент - будет что вспомнить и рассказать знакомым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, повествование явно не скучное получилось:)

      Удалить
  2. Это не шуточки - работать с такой техникой. Здесь же нельзя на авось. Если требуется по инструкции проверять давление - значит, надо проверять, а не обсуждать. Когда все хорошо, то можно и посмеяться потом, а когда есть жертвы или большие убытки - то не до смеха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так и надеемся на авось; "авось пронесет", "авось не случится"....)

      Удалить
  3. Это сейчас успокоившись, можно спокойно повествовать о случившемся. А ведь в той ситуации только самообладание и сила были вашими союзниками. Не дай Бог, пережить такое! И хорошо, что без жертв обошлось, а могло бы быть и иначе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, представляю что пришлось претерпеть нашим героям, тогда им явно не до смеха было)

      Удалить
  4. да ужасная история аж мурашки по коже.как хорошо что никто не пострадал и вам удалось справится справится с ситуацией.но впредь будьте осмотрительнее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо то, что хорошо заканчивается, и эта история тому подтверждение.

      Удалить
  5. Да уж... забавная получилась встреча Нового Года! И опять же виной всему - человеческий фактор! А ведь есть инструкции, написанные учеными мужами и утвержденные высоким начальством! Хорошо, когда все хорошо, а - не дай Бог? - Кто ответит за случившиеся? Инструкция нарушена - да! А "комиссии в составе" умеют расследовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Человеческий фактор присутствует в большинстве ситуации происходящих с человеком, и эта история доказывает, что так оно и есть). Хорошо, что без жертв хоть обошлось:-).

      Удалить
  6. Ну и история.Ведь там могло быть много пострадавших и оказаться в такой ситуации может каждый из нас.Хороший блог,всех с новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, в этой истории все сложилось более или менее хорошо, хотя могло быть и иначе.... Спасибо:-), и вас с новым годом:-).

      Удалить
  7. Хорошо, что никто не пострадал. В таких ситуациях это самое важное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А по моему в любых ситуациях важно то, чтобы всем было хорошо).

      Удалить